Вы находитесь здесь: Главная > Без рубрики > Активное слушание

Активное слушание

Активное (эмпатическое, систематическое) слушание, важное на всех фазах консультативного процесса, можно отнести к основным профессиональным навыкам консультанта. Это не просто слушание ответов клиента на вопросы консультанта, а слушание того, что сам клиент говорит и, главное, хочет сказать.

Эмпатическим его называют потому, что консультант стремится понять клиента не только на когнитивном, но в большей степени на эмоциональном уровне, сосредоточен на его переживаниях. Он моделирует эти чувства средствами собственной психики с целью лучшего понимания реальности другого человека и способен даже на время абстрагироваться от собственных чувств. Эмпатия по своей природе — сложный процесс: консультант старается освоить язык чувств другого человека, увидеть и почувствовать мир как бы его глазами, в то же время не отождествляясь с ним. В консультировании могут обнаруживаться разные виды эмпатии: когнитивная, базирующаяся на познавательных механизмах, эмоциональная, основанная на механизмах проекции и подражания, предикативная, связанная со способностью предвидеть эмоциональные реакции клиента в конкретных обстоятельствах, а также эмпатия как переживание тех же состояний, что и другой человек, и эмпатия как сочувствие, как переживание своего эмоционального состояния по поводу чувств другого человека.
Активное слушание иногда также называют систематическим, потому что консультант, слушая клиента, своими реакциями, репликами и вопросами не дает взаимодействию превратиться в ассоциативно текущий житейский разговор. Он цепко придерживается именно тех тем, которые необходимы для работы с проблемой клиента, и структурирует организацию взаимодействия так, чтобы движение от этапа к этапу было понятным и согласованным.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Комментарии закрыты.