Экономический рост
Мы вовсе не отрицаем значимость наличия эффективной системы правосудия. Мы лишь утверждаем, что все внедряемые извне правовые системы трансформируются в более или менее надежные и желательные правила, посредством которых люди осознают и осмысливают роли, которые они играют в обществе, и эту трансформацию осуществляют культура и политические структуры общества-реципиента. Говоря «люди осознают», мы, конечно, имеем в виду также и судей.
Мы полагаем, что в бедных и/или переходных странах простое комбинирование двух правовых семейств — системы общего права и системы гражданского права — не проливает достаточно света на глубину так называемого главенства закона. Мы считаем, что, наоборот, необходимо сконцентрироваться на том, как воспринимаются (или как внедряются) концепции государства и общего интереса в тех регионах, где до этого преобладали племенные социальные структуры, правовые системы которых базировались на обычае и традиции, а принуждение к соблюдению правил опиралось, скорее, на угрозу остракизма, чем на монополию на осуществление насилия органами государственной власти.
В противоположность этому, те, кто заинтересован в смене правил экономических взаимодействий, должны принимать во внимание шансы развития двух ключевых сфер — системы образования и судебной системы — и забыть о столь притягательно звучащих выражениях, как «интенсивный экономический рост». Когда усилия, предпринимаемые в этих сферах, встречают сопротивление и прекращаются, социально-экономическая политика развития обретает статус благих пожеланий и создания красивой витрины, что часто оборачивается дополнительными возможностями по созданию бюрократической ренты и стимулированию коррупции. В этих условиях единственным способом вырваться из бедности становится миграция.