Ободрение и успокаивание
Ободрение и успокаивание также связаны с использованием вербальных и невербальных средств психологической поддержки клиента, способствующих развитию разговора, снятию напряжения и психологических защит. Для этого консультант время от времени с разными интонациями повторяет «да-да», «естественно», «конечно», «вот как» и т.п. Демонстрируя внимание к тому, что рассказывает клиент, он кивает и покачивает головой, время от времени касается руки клиента, невербально (выражением лица, позой, взглядом) отображает чувства клиента. В наиболее напряженных моментах разговора консультант сочувственно молчит; в паузах дает клиенту собраться с мыслями; коротко взглядывает на него, побуждая к продолжению монолога, время от времени обращается к нему по имени. При необходимости консультант подбадривает клиента: «Говорите-говорите», «Продолжайте, я внимательно слушаю», «Пожалуйста, рассказывайте».
Распространенным приемом является демонстрация клиенту, что данный разговор начат им вовремя, а его самостоятельное решение обратиться за помощью к специалисту правильное («Совершенно правильно, что вы решились поговорить об этом…», «Вы приняли верное решение — обсудить это с психологом…»).
Иногда в целях ободрения и успокаивания бывает полезно приобщить затруднения клиента к более широкому классу проблем («Многие люди время от времени переживают…», «Такие ситуации встречаются у каждого, кто…», «Такие проблемы часто возникают, когда рождается второй ребенок…», «Нет ничего удивительного, что вам не всегда удается найти общий язык с мужем…»), но не стоит обесценивать и обезличивать его проблему, говоря о ее «массовости». Даже если для консультанта проблема клиента из разряда часто встречающихся или несложных для разрешения, для самого клиента она — источник тягостных персональных раздумий и мучительных переживаний, воспринимаемых как единичные, уникальные. Клиенту по большому счету безразлично, что от таких же проблем страдают еще сотни людей, для него главное, что плохо именно ему. В некоторых случаях можно открыто похвалить клиента: «Вы достойно вышли из ситуации…», «Ваша интуиция не подвела вас…», «Не всякий бы выдержал такое…», «Вы действительно хорошо понимаете, почему он так поступает…» и т. п. Главное, чтобы все это не выглядело искусственно или однообразно и не рождало у клиента ощущения навязчивости и раздражения.
Сопереживание косвенно присоединяет консультанта и к модели мира клиента, каковой бы они ни была, что само по себе подкрепляет уверенность клиента, что у него есть право так чувствовать, так думать, так поступать, а все, что с ним происходит, может быть обсуждено в условиях конфиденциальности, внимания, эмпатии и анонимности.
Интересует такой вопрос как эффективное и быстрое похудение ? Попробуйте препарат Моментон.