Олимпийские игры в Токио
Итак, советские фехтовальщицы впервые в истории Олимпийских игр стали олимпийскими чемпионками в командном зачете, и западные специалисты заговорили тогда о советской школе фехтования.
1964 г., Токио
- И. Уйлаки-Рёйте (Венгрия)
- X. Меес (ОГК/ФРГ)
- А. Раньо (Италия)
К обычным — если их можно назвать обычными — предолимпийским волнениям в том году у фехтовальщиков добавились бурные переживания, связанные с новой системой проведения олимпийского фехтовального турнира. Суть новой системы заключалась в том, что первый же проигранный бой становился последним. Поединок как бы вновь обретал смысл дуэли — или ты, или я — другого выхода не было. Дуэлянты, впрочем, в последний момент могли припестп извинения и мирно разойтись. Олимпийские игры такой возможности не предоставляли.
Из наших девушек в узкий круг финалисток — их теперь лишь четверо — пробилась только Горохова, но п она вповь, как и в Риме, осталась за чертой призеров, заняв 4-е место. «В личном турнире ваша Горохова настолько волновалась, — писала газета «Советский спорт», — что проиграла в финале все встречи».
«В сущности, мне все время не хватало до победы совсем немного, все три финальных боя я проиграла со счетом 4:3,—вспоминает Горохова,—и, как я теперь понимаю, я просто не успела акклиматизироваться. Мы прилетели в Токио незадолго до начала соревнований, и я так и пе смогла приспособиться ко времени Токио». Спустя год ей, наконец, удастся привести в равновесие все свои силы, и она станет чемпионкой мира, по олимпийская золотая медаль будет и впредь для нее недосягаема.
Чемпионкой XVIII Олимпийских игр стала венгерская фехтовальщица Ильдико Уйлаки-Рёйте.
Небольшого роста, хрупкая, скромная, казалось бы, ничем не примечательная Рёйте напоминает мне сельскую учительницу, что никак не вяжется с ее обликом на дорожке (кстати, она выступает до сих пор), —в бою она злая, агрессивная, колючая и этим отдаленно напоминает Илону Элек. Только поединки Элек были «озвучены» торжествующим, сиренообразным кличем, Рёйте же фехтует почти безмолвно — она предпочитает все сказать клинком, и па Олимпийских играх в Токио это ей вполне удалось.