Отрезвляющий укол
«Уже надо выходить на помост, а мы все никак не можем решить, кто же будет фехтовать в финале», — вспоминает Забелина. Венгерки меж тем разминаются в приподнятом настроении, с юморком, словно им вовсе не о чем беспокоиться. Разминаются четверо — Бобиш, Рёйте, Сольноки, Шварденбергер. Все, кроме Шварценбергер, старые знакомые — именитые, опытные, «зубастые».
«В последний момент мы решили выступить старым составом, как в полуфинале,— Горохова, Самусенко, Белова (Новикова) и я»,— вспоминает Забелина.
Итак, вновь, вот уже четвертую Олимпиаду подряд в финале женского командного турнира — дуэль команд СССР и Венгрии. Общий счет этих финальных встреч к моменту начала финала в Мюнхене —2:1 в пользу советских фехтовальщиц. Когда наши рапиристки вышли на помост для ритуальных приветствий, нервозность вроде бы оставила их, и настроение в ожидании финальных боев поднялось. И только Забелина ощутила в себе какой-то надлом. Быть может, на ней, как на капитапе команды, больше, чем на других, отразилась вся эта предфинальная сумятица?
Позднее в «Советском спорте» появятся такие лихие строчки: «В тот вечер никого красивее их в Мюнхене не было. Они —это две москвички и две мипчанкн: Галина Горохова и Александра Забелина, Татьяна Самусенко и Елена Белова.» Но пока до этого репортажа еще далеко— целые сутки и тысяча лет, вся жизнь на кончике рапиры.
Первый финальный бой — Сольноки — Самусенко. Они знают друг друга, что называется, как самих себя, потому что их клинки скрещивались десятки раз. Вся стойка Сольноки выражает нетерпеливую жажду боя, но она знает, что на Самусенко пе очень-то разбежишься, и у нее хватает терпения выжидать. В безумном напряжении, ничего не предпринимая, обе ходят по дорожке, стараясь уловить промах соперницы. В таком бездействии — лишь раздается слабое потрескивание клинков — проходит почти все время боя. И тут, знаменитая своей выдержкой, Самусенко не вынесла пытки бездействием и, бросившись вперед — ее клинок скользнул по воздуху,— наткнулась на рапиру Сольноки (1:0). Получив отрезвляющий укол и убеждая себя успокоиться, Таня «убаюкала» меж тем не противницу, а себя и «проспала» внезапный прострел атаку венгерки. 2:0.