Первый официальный международный турнир
Одни главный и четверо боковых судей вполне могли разобрать самую пылкую, самую витиеватую фехтовальную фразу, определив правоту одного из соперников, но последнее, решающее мгновение боя — прикосновение остерия клинка к груде соперников (туше) — бывало подчас совершенно незаметно и ставило в тупик искуснейших арбитров.
Но «фехтовальная мысль» неустанно работала и незадолго до открытия «электричества» была сделана попытка фиксировать уколы с помощью так называемых красящих веществ. У дорожки стояли обыкновенные чернильницы, перед боем соперницы макали в них рапиры, и при уколах малиновая краска оставляла па их курточках следы, которые п служили сигналом к присуждению укола. Однако, как всякий http://u.to/LKNQ предмет, который макнули в чернила, рапира «печатала» на груди бойцов ужасающие, оскорбительные кляксы. Колет фехтовальщика стал смахивать па тетрадку двоечника. И поединок превращался в длинный, шумный спор — был ли то укол или же просто ловко пущенная издалека клякса?
Естественно, «кляксы» в фехтовании не прижились. И лишь введение электросудейства избавило рапиристок от четырех боковых судей, оставив у дорожки одного старшего арбитра. Это несомненно улучшило зрелищность фехтования, ибо теперь две фехтовальщицы не терялись в толпе судей.
Исчезла необходимость колоть глубоко, с большим прогибом клинка, чтобы судья заметил туше. Достаточно стало лишь с определенной силой коснуться груди соперника, в на судейском аппарате зажигалась сигнальная лампочка. Но, с другой стороны, наличие одного судьи вместо пяти заставляет фехтовальщиц вычерчивать более четкий тактический рисунок боя. В большей степени, чем раньше, стали выгодны простота и лаконичность: чем скорей зажжется фиксатор, тем лучше. И фехтовальщицы, с ног до головы опутанные проводами, снабженные электроаппаратами, всевозможными лампочками и звонками, тем не менее вздохнули теперь свободнее, ибо судейских ошибок стало меньше.
Правда, поначалу, осваиваясь с «электрооборудованием», они фехтовали несколько грубовато, неуклюже. И уже иные ценители рапирного искусства стали поговаривать о закате романтического «искрометного» фехтования. Но в конце концов, сохранив достоинство классического поединка, фехтовальщики стали постепенно обогащаться новыми — «электро» — приемами, которые от турнира к турниру становились быстрей, тоньше, зрелищней.