Виталий Андреевич Аркадьев
«В то время наши девушки до стабильных побед просто еще не доросли, — говорит Виталий Андреевич Аркадьев,— и не умели еще в одиночку — это ведь не командный турнир, где все плечом к плечу — прокладывать трудный п длинный путь от предварительных ступеней до финала».
А с точки зрения ученицы Аркадьева заслуженного мастера спорта СССР Эммы Ефимовой, главная причина неудач крылась как раз в недавнем триумфе в Лондоне. Именно потому, что наши девушки отдали все силы на чемпионате мира, они не сумели блеснуть на Олимпийских играх. Месяц оказался слишком короткой передышкой между столь крупными состязаниями.
«В Лондоне мы были на таком подъеме, на который, я думаю, никакая команда не способна каждый месяц. Кстати, до чемпионата мира мы даже не знали толком, будем выступать на Олимпиаде пли нет. А когда выяснилось, что будем, то взлет был уже позади, п Олимпиада пришлась на спад».
Кстати, именно от Ефимовой, единственной из наших фехтовальщиц, пробившейся в Мельбурне в десятку, ждали более громких побед. Не признавая на дорожке никаких авторитетов (а вернее, чем именитей соперница, тем для Ефимовой лучше), она фехтовала дерзко, неистово, буйно, откровенно наслаждаясь поединком, и тем походила на знаменитую Элек. Кстати, пмепно от Элек она и восприняла эту агрессивность, наблюдая за боями знаменитой венгерки па совместных сборах. А восприняв, .сразу же ощутила, что это ее стиль, она нашла себя и отныне чувствовала себя хозяйкой дорожки. Иные противницы просто физически боялись Эмму, не умея противиться грозному ливню ее переносов, хлесткому удару. И больше всего, конечно, от нее доставалось иностранкам, ибо
они не имели возможности к лей пристреляться, а то и вовсе видели ее на дорожке впервые. Она подавляла их морально уже с самого начала поединка — грозно сверкая из-под маски черными углями глаз и вызывающе щелкая рапирой по оружию «жертвы», она явственно чувствовала ее трепет по едва уловимой дрожи кипка.
А затем классическое фехтование иностранок живо сметалось Эмминым прессингом, и, получив поражение, некоторые даже не успевали расстроиться, откровенно радуясь, что «терзания» кончились.
Рассказывают, что, поехав в 1955 году на чемпионат мира в Рим запасной, маленькая смуглая дикарка Эмма вернулась с него сильнейшим командным бойцом пашей команды.