Жестокая конкуренция
С широкими финтами, медленно Рёйте подбиралась к противнице поближе, а оказавшись у той «под самым носом», молниеносно атаковала, контратаковала, легко перехватывая «чужой» клинок, словом, могла исполнить все, что хотела. И паша Горохова, и верткая немка Меес, и бурная итальянка Рапьо вынуждены были ей уступить. В финале командного турнира, как и в Риме, встретились сборные СССР и Венгрии. На этот раз оказались сильнее венгерки. На последний, решающий бой (при счете 8:7 в пользу команды Венгрии) вышла Татьяна Самусенко (Петренко). «Ей нужно было выиграть с любым счетом,— вспоминает Горохова,—и тогда мы побеждали бы по уколам. При счете 3:3 Тапя сделала, наверное, сто одну атаку, но никак не могла попасть в поражаемое пространство». И в конце концов «попала» венгерка. Газета «Советский спорт», анализируя причины проигрыша наших рапиристок в Токио, писала: «.Команда фехтовала серо. Видимо, на спортсменок давил груз жестокой конкуренции, которую они выдержали, борясь за право поездки на Олимпиаду.» В самом деле, система нескончаемых прикидок, последняя из которых проводилась чуть ли не па вокзале перед отходом поезда, могла вызвать сомнение. Спору нет, разумное использование отборочных турниров закаляет бойца, злоупотребление же ими изматывает и может способствовать поражению.
Из Токио все наши мужские команды по фехтованию — рапиристы, шпажисты, саблисты — вернулись с золотыми медалями — личными или командными, — и лишь для рапиристок зал университета Васэда не оказался счастливым.
1968 г., Мехико
- Е. Новикова (СССР)
- П. Ролдан (Мексика)
- И. Уйлаки-Рёйте (Венгрия)
Потрясающее хладнокровие Елены Новиковой (Беловой), умение предельно сконцентрироваться на решающем уколе вошло в легенду. Если ведет бой, ни sa что не упустит, а проигрывая под ноль, может спокойно «вытянуть» самый безнадежный поединок. Примерно такого же характера были Камбер, Шмидт, Горохова, однако специалисты сходятся на том, что равных минчанке по части «олимпийского спокойствия» нет. В движении ног единственная советская чемпионка Олимпийских игр не безукоризненна, но обладает таким чувством боя, притом левша, высокого роста, что противницы не могут к ней близко подойти.